Людей, находящихся на низшей ступени иерархии – всегда больше по сравнению с другими группами, и им никогда не живется особенно весело. Но в Индии живут 213 миллионов человек которые не то что бедны – они бесправны и полностью изолируются обществом. Это неприкасаемые — люди, призванные из поколения в поколение выполнять самую грязную и малоприятную работу. Согласно канону, не только прикосновение – сама их тень оскверняют представителей иных каст.

Индийская цивилизация уникальна. В настоящее время это – древнейшая цивилизация, умудрившаяся при этом продержаться до сегодняшнего дня. Первые свидетельства развитой цивилизации на территории Индийского полуострова были найдены на севере страны, в долине легендарной реки Инд, на территории современного штата Пенджаб Находки, обнаруженные археологами, датируются ни много ни мало IV тысячелетием до нашей эры. И это не просто черепки, а остатки развитых городов с характерной планировкой, а также искусно сделанные религиозные объекты – к примеру, статуэтки божеств. По сути, цивилизация долины Инд – современница шумерам Междуречья. Да только самих шумер уже давным-давно нет, а индийцы — вот они.

 

Да вот точно ли это те же самые индийцы, что строили города и поклонялись своим многочисленным богам 600 лет назад? Ведь во II тысячелетии до н. э. на полуостров Индостан пришли чужаки, в корне изменившие жизнь местного населения. Чужаками были племена с севера – те, кого ранее звали арийцами или «арьями» (что значит – благородный), а теперь во избежание казусов – индоевропейцами. Что повлекло эти племена на новые территории и как происходило смешение и замещение народов – никому точно неизвестно. Может, была война, а может мирная миграция и постепенное смешение культур. Остается лишь факт – индоевропейцы пришли, и население севера Индостана стало мигрировать в сторону юга.

 

Внимание! Только при ариях – кастовая система! Согласно новым правилам, вы – в низшей касте.

 

В Индостан арийцы пришли не с пустыми руками, да  и по пришествии тоже не бездействовали. С собой они принесли и активно внедряли собственную религию и образ жизни. Их нововведения: общественные правила — Веды, новый алфавит – санскрит, а также новый тип общественного устройства – система каст. Все эти новшества сформировали то, что теперь воспринимается как индийская культура и традиции.

Согласно кастовой системе, каждому человеку назначено свое место в одной из основных каст либо вне их. Основных каст четыре: брамины (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (торговцы) или шудры (слуги). А самыми низшими в иерархии, вне каст, являются далиты — неприкасаемые.

 

Белые и черные индусы: что показали генетики.

 

В индийском обществе присутствует неофициальное разделение на «белых» и «черных» индусов. «Белые» – живут на севере страны, а «черные» – в основном на юге. В Институте Генетики Человека Университета штата Юта, США совместно с учеными из Индии провели эксперимент, проанализировав митохондриальную ДНК и ДНК игрек-хромосом у 300 несвязанных родством индусов из основных каст и сравнив эти данные с имеющейся на тот момент базой данных геномов европейцев, африканцев и азиатов. Было показано, что представители высших каст, «белые» индусы, ближе генетически к европейцам, а низших – к азиатам. Учитывая последующий эксперимент, проведенный в 2016 году, также было показано, что «замораживание» обмена генами, связанное с введением каст,  — приходится аккурат на период, соответствующий где-то 1600 лет до нашего дня. Приблизительно в это время в Индию пришли арии. Возможно, арии, введя кастовую систему, закономерно причислили своих сородичей к высшим кастам, а коренное население, мигрировавшее на юг – к низшим. Но ученые очень осторожны в своих версиях.

 

А может, во всем виноваты британцы?

 

 

С одной стороны – да, практически в любом обществе существует иерархия, недалеко ушедшая от индийской кастовой системы. Подобное разделение существовало везде, даже в России. Но именно в Индии кастовая система продержалась больше тысячелетия, и меняться не собирается. Возникает вопрос – почему? Существует теория, согласно которой укрепляли кастовую систему британцы, подчинившие себя практически всю территорию полуострова. Следуя классическому принципу «разделяй и властвуй», они полностью поддерживали имеющееся разделение по кастовому признаку. Высшие касты получали от колониальных властей всяческие привилегии, а низшие касты оставались в том же угнетенном положении. Таким образом, индийское общество не могло объединиться в одно масштабное восстание против колонизаторов.

 

Профессии, достойные наименьшего уважения

 

Давайте посмотрим – какие же профессии считают в Индии настолько грязными, что и прикоснуться к их представителям немыслимо? Оказывается, прикасаться нельзя к: сапожникам, прачкам, уборщикам трупов животных (по совместительству — кожевниками), работникам канализаций, рыбакам, мясникам, проституткам и хиджрам. Все эти профессии вынуждены жить согласно строгим предписаниям тысячелетней давности: им запрещено входить в определенные помещения, в столовых им предписано использовать свою посуду, да еще и многие религиозные обряды им нельзя выполнять: к примеру, никак нельзя приехать к невесте верхом на коне, как это традиционно принято в Индии.

В процентном соотношении неприкасаемых – 17% от всего населения Индии, примерно 213 млн человек. Огромная цифра – согласно тем же статистическим данным, это почти в два раза больше всего населения России. В результате почти в каждой мало-мальски обеспеченной индийской семье есть прислуга, занимающаяся домашними делами и разнообразными поручениями. В месяц слуги получают около 2000 рупий – это около 1700 российских рублей по нынешнему курсу. Служат даже дети: уже лет с семи ребенка могут нанять для присмотра за маленькими детьми.

 

Независимость, касты и аббревиатуры

 

 

Индия боролась за независимость с начала двадцатого века. Активисты боролись не только и не столько за независимость от Великобритании, но и за отмену кастовой системы. Они добились того, чтобы в конституции республики Индия, принятой в 1950 году, был указан специальный список, в котором перечислялись касты, ранее относящиеся к далитам. Законодательством для представителей низших каст были установлены специальные квоты на места в вузах и вакансии на государственной службе – чтобы дать таким людям возможность учиться и получить достойную работу. Это и хорошо, и плохо: многие современные индийцы жалуются, что имеет место обратная дискриминация: руководство предпочитает принимать на работу или в университет тех кандидатов, которых положено принять по квотам, а не тех, у кого выше рейтинг или лучше квалификация.

Более того, обозвать человека неприкасаемым – преступление. За такое могут не только штраф выписать, но и заключить в тюрьму. Поэтому теперь таких людей называют или эсси (sc, scheduled cast, «касты из списка»), или эсти (st, scheduled tribes, «племена из списка»).

 

По трудам их и по роду их

 

А что же это за разделение по «кастам» и «племенам»? А дело в том, что неприкасаемых на деле – две группы: одна – это «неприкасаемые по труду», а другая – «неприкасаемые по роду». Первые стали неприкасаемыми из-за той работы, которую им назначено делать – скажем, потому что они относятся к касте мясников. А члены второй группы стали неприкасаемыми, потому что принадлежат к определенным племенам, относящимся к национальным меньшинствам. Людей из кастового списка — 17% населения, а если еще прибавить 9% населения, относящееся к племенам — всего получается 26% — более 1 миллиарда человек. И все эти люди многие сотни лет вынуждены были жить на нижней ступени общественной иерархии со всеми вытекающими. Да и сейчас им нелегко приходится.

 

Кто сказал что мы — неприкасаемые? Мы – священны, или позитивное мышление в действии.

 

А точно ли неприкасаемые – та самая низшая ступень? Может, все наоборот? На севере Индии, в некоторых кастовых деревнях решили вывернуть кастовую систему наизнанку, переместившись на самую верхнюю ступеньку вместо самой нижней. К примеру, в деревне Малана, в штате Химачал-Прадеш, местные считают, что они происходят от племени, жившем на их территории еще до прихода индоевропейцев. У них даже божество свое — Джамбла Девта. Все «чужаки», в деревне не проживающие – относятся к «низшим» людям. Пришельцы, соответственно, считаются неприкасаемыми. Тем, кто по каким – либо причинам решил посетить деревню, ни в коем случае нельзя прикасаться не только к местным, но даже к любым постройкам и посуду, разумеется, нужно использовать собственную. Нарушишь запрет – будешь платить штраф, который призван оплатить совершение очистительного ритуала и жервоприношения.

 

Под конец совершенно неясно: насколько же важны касты в современной Индии? Может быть, проблема каст и сейчас такой же отвлекающий маневр, не дающий людям объединяться, как и во времена британского владычества?

Понравилась статья? Поделись с друзями

О Авторе

Мария Вдовкина
Мария Вдовкина
Всем привет! Моя жизнь связана с Востоком. Это мой главный интерес, моя страсть в жизни и моя любовь. Уже несколько лет я кочую между разными странами Азии и воочию наблюдаю местные традиции, культуру, пейзажи. Меня восхищает мудрость, красочность и многоликость Востока, и я хочу поделиться ими с вами! Надеюсь, что вы почувствуете волшебную атмосферу этих мест через эти статьи.