КУМАРИ: ДЕВОЧКИ-БОГИНИ НЕПАЛА

В Непале верят, что великая и грозная Кумари, она же – Дия Меджу, нисходит на землю и находит свое воплощение в юных девушках. Живым воплощением богини может стать только жительница Непала от 3 до 12 лет. Богиню находят согласно признакам, известным только жрецам, и избранница пользуется невероятным почтением и уважением.

Маленькое гималайское государство Непал известно в основном благодаря тому, что именно на ее территории располагается Джомолунгма, также известная как Эверест. Высочайшая горная вершина. До настоящей цивилизации тут далеко, и у местных – своя религия, этакое сочетание индуизма и буддизма с примесью древних языческих верований. Поэтому и традиции здесь сохранились очень своеобразные и не слишком понятные европейцам.

Богиня-ребенок

В Непале, среди гор и облаков, живет самая настоящая богиня. Местные верят, что она спустилась к ним с небес и вселилась в тело ребенка. Традиция эта очень древняя – никому неизвестно, сколько лет она существует в стране. Кто-то говорит, что богиню начали чествовать лет этак 300 назад, другие называют огромную цифру в 2600. Остается фактом одно – уже несколько столетий тут почитают живого человека как истинную богиню.

А вот и она сама: глаза у нее подведены черным каджалом, на лбу нанесен третий глаз, волосы стянуты в тугой пучок. Она носит только красное и крайне редко появляется вне стен своего дворца. Ей остается только глядеть из крошечного окна во двор своего дворца-храма – Кумари Че. Ей нельзя ни улыбаться, ни плакать на публике и полагается всегда сохранять серьезный вид – богиня, как-никак. Все вокруг почитают ее с раннего детства. Сам король целует ей ноги, и даже семья жреца, с которой она живет, не имеет права ей указывать. Напротив – каждое ее слово – закон. Неповиновение ее приказам вполне может караться смертью, и выполнять все ее желание – обязательно.

Где найти богиню?

Девочек – богинь находят в особой касте. К ней относятся люди, приближенные к королевскому двору, а также членый семей бывших монахов Шакья или Баджрачарья. Избраннице должно быть 3-4 года, все зубы должны быть на месте, а тело не должно иметь даже самого маленького шрама. Также важно, чтобы девочка не проходила ни один из ритуальных символических браков. Есть несколько подобных ритуалов – к примеру, ритуал «их», когда ребенка обручают с сухим и бессмертным фруктом бель. Считается, что с таким супругом девочка никогда не будет вдовой. Другой очень могущественный ритуал, бахра, проводится перед первой менструацией и завершается символической свадьбой с солнцем. Считается, что после таких свадеб девочка уже никак не девственна, и потому Кумари стать не может.

Когда отберут несколько подходящих кандидаток, начинается следующий тур: их гороскопы соотносятся с гороскопом короля и дети также проходят физический осмотр. Наконец, Кумари избрана. Начинается время специальных ритуалов посвящения. Затем девочку несут королю, и он дарит ей монетку. После этого свита несет ее в храм богини Таледжу и лишь после этого девочка переезжает в храм богини Кумари — Кумари Че.

Богине нужно жить по строгим правилам

С момента переезда и до того времени, как богиня покидает тело ребенка, малышка выйти из дворца может не больше 13 раз. Но даже во время этих редких прогулок ей не позволяется ступить наземь: юную богиню несут на золотом паланкине. В самых крайних случаев, когда идти куда-то все же нужно, перед ней расстилают дорожку из белой ткани.

Свеженайденная богиня должна покинуть свою семью и переезжает жить с семьей жреца. Посещения родственников, разумеется, разрешены, но чаще всего ребенок воспринимает семью жреца как свою собственную.

Кумари практически весь день ни с кем по настоящему не общается: утром идет в собственную уборную, в которую никого, кроме нее, не пускают, ест тоже в отдельной комнате. После утреннего туалета кто-то из жреческой семьи помогает девочке одеться, наносит макияж и завязывает волосы – нужно принимать посетителей. На приемах и даже в повседневной жизни Кумари может одеваться лишь в красное. Богиня тесно связана с культом крови и потому красный считается священным цветом, подчеркивающим ее божественную природу. Стоит девочке – Кумари пролить кровь: к примеру, зуб выпал или месячные начались – это воспринимается как знак, что богиня покинула ее тело. Это означает – пора искать новое божественное воплощение.

Основная задача юной Кумари — прием посетителей. А последних  у нее целые толпы – непрекращающейся чередой идут к ней верующие непальцы. Заходя в храм, ей целуют ноги и приносят дары. Напрямую просить милости у богини нельзя, потому пришедшим остается лишь молиться, надеясь на божественную благосклонность. Местные уверены, что что богиня  к детям особенно благосклонна. Два раза в день Кумари, всем на радость, может выглянуть из дворцового окошка.

В жизни ребенка-богини масса запретов: нельзя есть мясо и яйца, нельзя носить обувь и прикасаться к тем, кто носит кожаное. 13 раз в год, на все основные праздники, ее выносят из дворца и относят в главные храмы столицы для прохождения ритуальных служб-пудж. К примеру, ее полагается выносить на Дашайн-праздник семьи, приходящийся на 7 октября. Во время Дашайна верующие несут в храмы жертвенных животных: коз, кур, овец и прочую живность. После того, как жертвоприношение совершено – и храм, и молящихся окропляют кровью.

Ранее долина, где располагается современный Катманду, была разделена на три королевства. Потому существует не одна Кумари, а целых три. Однако королевская Кумари — главная и всегда одна-единственная.

Возвращение к смертной жизни

Только Кумари исполняется 12 – наступает пора искать ей замену. Прежняя Кумари передает преемнице символ власти — девятицветное ожерелье в форме змеи. Ну а потом ей пора отправляться в родной дом — пока еще на паланкине. Через четыре дня после переезда божественные силы совсем ее покинут, но титул останется. Для членов семьи она уже навсегда Кумари или Дия Меджу.

По возвращении из храма Кумари полагается правительственная пенсия. Ее ожидает крайне тяжелый переход: ей приходится вернуться из мира магии, где она была центром внимания и почитания, в мир обычный – с грязной посудой, уборкой и магазинами. Ей вполне позволительно жить в безделье, но от окружающего мира все равно никуда не сбежишь.

Более того, такой ребенок искренне верил в то, что он был богом. Их даже ничему не учат, так как богини все и так знают. Даже  вероятность замужества не слишком велика – считается, что женившийся на бывшей Кумари вскоре умрет.

Однако вопреки всему, выйдя из своих дворцов, Кумари и образование получают (в том числе и высшее!), и мужей находят. Но никакие новые знания,, телевизор или интернет не разубедят их в том, что они когда то были сосудом для великой Таледжу, могущественной непальской богини.

«Над старинным кирпичным дворцом короля в древнем Катманду царила ночь. Сияли звезды над многочисленными пагодами и уютными двориками. И прислуга, и королевские жены, давно уже удалились каждый в свои покои, и только факелы стражников кое-где прогоняли тьму. И лишь в одной комнате – было светло. Если бы вы могли заглянуть в то окошко, то увидели бы две фигуры, склонившихся над игральной доской с костями – короля и молодую девушку.

Последняя была необычайно красива – слишком красива для того, чтобы быть одной из смертных. Кроме того, в центре ее ровного лба сиял третий глаз. Золотистое одеяние скрывало восемь из ее десяти рук, на голове была тяжелая золотая тиара, а в ушах – крупные золотые серьги. Воздух вокруг нее мерцал и переливался – так сильна была ее аура.

Король же, напротив, был одет совсем не по-королевски. На нем было только домашнее одеяние – час-то был поздний. Но корону, павлинье перо и драгоценности он не снял, так что догадаться о его статусе было возможно.  

Пара кидала кости и тихо переговаривалась при свете свечей. Король обращался к собеседнице со всем почтением – но чувствовалась, что эти двое знают друг друга давно и отношения между ними явно дружеские.

Говорили в основном о политике – король спрашивал-как следует поступить в том, или ином случае, а девушка ровно и уверенно выносила свое суждение.

Они так и не договорили – внезапно в покои ворвалась королева в окружении стражи. «Почему ты здесь?! Что это за особа рядом с тобой? Как могу я доверять тебе, коли ты так поступаешь?!»

Ревность и неуважение королевы глубоко разозлили и рассердили спутницу короля. Откинув свои одеяния, она распростерла все десять рук, и в каждой было по могущественному символу. На шее теперь стало видно ожерелье из человеческих голов, и рядом с ее лицом появилось еще три, не менее прекрасных. Аура ее полыхнула ярким пламенем.

«С меня хватит! — в гневе обратилась она к королю — Больше ты меня не увидишь, и не сможешь больше править своей страной! – вот что изрекла богиня Таледжу, ипостась грозной Дурги. —  И будешь ты жить так пока я не явлюсь тебе в теле ребенка. Найди среди девственниц касты Шакья одну – прекрасную и неповрежденную, с 32 знаками совершенства, и поклонись ей, как ты поклонялся мне ранее – и тогда ты сможешь меня лицезреть вновь!»

Понравилась статья? Поделись с друзями

О Авторе

Мария Вдовкина
Мария Вдовкина
Всем привет! Моя жизнь связана с Востоком. Это мой главный интерес, моя страсть в жизни и моя любовь. Уже несколько лет я кочую между разными странами Азии и воочию наблюдаю местные традиции, культуру, пейзажи. Меня восхищает мудрость, красочность и многоликость Востока, и я хочу поделиться ими с вами! Надеюсь, что вы почувствуете волшебную атмосферу этих мест через эти статьи.