Джайнизм: ненасилие и принятие смерти

В Индии 6 основных религий и еще масса религиозных течений, ответвлений и сект в довесок. Одна из наиболее экзотических массовых религий – джайнизм. Она хоть и напоминает индуизм, но доводит его принципы до совершеннейшей крайности.

Приверженцы джайнизма – джайны – уверяют, что их вера существовала с момента основания мира. Основной принцип их религии – ахимса, в приблизительном переводе означающая отсутствие насилия по отношению ко всему окружающему. Джайны верят, что у всего живого есть душа – джива. Дживы разных существ абсолютно равны по ценности, и нет никакой разнице между душой человека и душой букашки. Любая душа способна достичь просветления, поэтому нанести вред даже самому маленькому существу эквивалентно причинению вреда человеку. Потому они даже ходят в масках — а вдруг какого комарика случайно проглотят?!

 

Как и индуисты, джайны верят в реинкарнацию — колесо перерождений- и карму, основной двигатель последнего. Однако в отличие от индуистов, объясняют карму они несколько иначе: душа существует и в материальном мире, и не менее материальны последствия ее действий. В результате, в ходе своего существования, душа накапливает на себе некие частицы, прикрепляющиеся к ней после каждого ее решения и действия, и именно эти частицы после смерти физического тела тянут душу обратно в материальный мир, заставляя перерождаться.

 

Каждая религия, да нет – каждый народ – видит смерть по-своему. У кого смерть – ворота – распределитель: полагается топать в рай или ад. Кто то представляет ее как переход в иное измерение. Для части людей вообще не существует какого-либо варианта жизни после смерти.

Для ряда религий, включая джайнизм и индуизм, смерть неразрывно связана с законом кармы: каждое действие в человеческой жизни имеет свое следствие. И в душе накапливается этот груз хорошего и плохого, и все что было сделано – потом возвращается. И когда душа согласно своей карме вынуждена снова и снова кружиться в колесе перерождений, вселяясь в новые тела, проживая новые жизни – она сталкивается с ответом кармы, с действиями той же силы, той же направленности, что и когда то совершенные ею. Таким образом, для истинно верующего смерть и рождение будут лишь вариантами состояний, а сама жизнь – просто цепочкой причин и следствий.

 

Для джайнов смерть – это всего лишь инструмент. Она дает душе возможность осознать себя частью безмерной Вселенной, для которой нет ни границ, ни размеров, ни времени. Только смерть соединяет нашу повседневную реальность с истинами космических масштабов, способных перевернуть жизнь с ног на голову.

 

И существует в их традиции особый обряд – саллекхана. По существу своему, саллекхана – это ритуальное самоубийство. Но основной принцип данного ритуала — полное отсутствие насилия над собой. Человек просто отказывается есть и пить. Кроме того, к саллекхане разрешается прибегать лишь в том случае, если соблюдены определенные критерии. Во-первых, саллекхана допустима лишь для людей, достигших очень высокой ступени духовного развития (по джайнским меркам). Во-вторых, его смерть должна быть достаточно близка по каким-либо естественным причинам: к примеру, он достаточно стар, или страдает от тяжелой болезни или же, наконец, он знает, что его могут убить. В – третьих, на обряд должен дать согласие его духовный наставник. Если все эти условия соблюдены – к ритуалу можно приступать.

 

Начинают ритуал со всей обстоятельностью. Нужно сообщить о своем решении семье и другим близким людям. Нужно найти специальное место – так, чтобы никак не нарушать закон и общественный порядок. Потом, выполнив все предварительные формальные действия, человек сначала отказывается от еды, принимая различные жидкости, потом – переходит на воду, и, наконец, отказывается даже пить. В течение всего этого времени полагается соблюдать полнейшую моральную и физическую чистоту, совершать ритуальные медитации и стремиться к состоянию полного умиротворения. Если достичь мира в душе никак не удается – к примеру, человек начинает болеть, паниковать или испытывать какие-то другие негативные эмоции – саллекхану прекращают. А если весь ритуал успешно завершается смертью – похороны совершившего ритуал приравниваются к религиозному празднику. Полагается организовать пуджу  — ритуальную молитву с подношениями, а усопшего кремировать с почестями. Ведь считается, что такой человек достиг предельных высот духовного развития.

 

Люди, которые верят в реинкарнацию – как правило, индуисты и джайны, – уверены, что будущее воплощение человеческой души зависит не только и не столько от того, что творило физическое тело при жизни, но и от того, с какой мыслью человек умирает. Только представьте – даже самый что ни на есть святой, проживший всю свою сознательную жизнь в полном отшельничестве, может перед смертью подумать о комаре, назойливо жужжащем возле уха – и все. Вся работа прахом пойдет и переродится добрый отшельник в комара. Поэтому то джайны и придумали такой ритуал осознанной смерти. Благодаря тому, что человек встречает смерть без страха и с миром в душе, да еще и размышляя о вечном и высоком – шансы на перерождение на более высокой ступени повышаются.

Понравилась статья? Поделись с друзями

О Авторе

Мария Вдовкина
Мария Вдовкина
Всем привет! Моя жизнь связана с Востоком. Это мой главный интерес, моя страсть в жизни и моя любовь. Уже несколько лет я кочую между разными странами Азии и воочию наблюдаю местные традиции, культуру, пейзажи. Меня восхищает мудрость, красочность и многоликость Востока, и я хочу поделиться ими с вами! Надеюсь, что вы почувствуете волшебную атмосферу этих мест через эти статьи.