БРАК ПО ПРАВИЛАМ И БЕЗ: БРАЧНЫЕ ТРАДИЦИИ ИНДИИ

  1. Да стану я печатью на сердце твоем, перстнем на руке твоей. Ибо сильна, как смерть, любовь; неистова, словно преисподняя, ревность; стрелы ее — огненны; пламень она поистине сильный.
  2. Великим водам не затушить любви, рекам не залить ее. Давал бы кто все богатство свое за любовь – отвергнут был бы, с презрением.
    Песнь песней 8:6-7

Любовь по науке

 

Так говорил царь Соломон в Песни Песней, и слова его читают и перечитывают вместе с Торой и Библией. На Западе испокон веков пытаются понять – что есть любовь? Что есть ревность? Чуть ли не вся поэзия и иное литературное наследие, современные фильмы и дискуссии в интернете – все о том, как же понять – люблю я его или ее? Этот человек – моя судьба или нет? Для западного человека любовь сродни стихии, она внезапна и всепоглощающа. Понимание романтической любви между двумя людьми как краеугольного камня нашей жизни в западной культуре незыблемо, и невозможно представить какую-то иную жизнь, без нее.

Однако на Земле есть иные места, где представление о любви и отношениях диаметрально противоположно. Можно сказать, оно перевернуто на 180 градусов.

В индийском Болливуде романтика поставлена на поток – более сотни фильмов о любви и отношениях ежегодно. При этом сами индийцы в массе своей понимают любовь совершенно иначе.

Сотни лет назад в Индии была опубликована знаменитая «Камасутра» — которую, как выясняется, писал монах, с женщиной никогда не бывавший и практиковавший позы на статуях. Еще 200 лет на юге традиционно носили сари без верхней кофты чоле – и через одежду была видна грудь. В наше время и  на юге одеваются скромнее, и на севере Индии традиции изменились под влиянием мусульман —  здесь на смену сари пришли костюмы с шароварами и платком на голову — дуппатой. Много воды утекло, изменилась, верно, и индийская любовь, замершая в танце на киноэкранах Болливуда. Но изменилась ли?

Негласные брачные законы

 

Даже в 21 веке в Индии все отношения между мужчинами и женщинами должны регламентироваться сводом правил. Девочки и мальчики учатся раздельно уже с начальной школы. Обычая ходить на свидания в старшей школе нет, нет и понятия «встречаться». Западная мода на школьную романтику просочилась лишь в большие города. Но западным влияниям всего пара сотен лет максимум, современной сексуальной революции – и того меньше. Местные традиции здесь настоящие и главные старожилы – им около тысячи лет. Куда там MTV и Facebook!

Потому романтика в этой стране начинается после свадьбы, а не до. Договорные браки повсеместны. Брак по-индийски – союз не двух сердец а двух семей. Невест сыновьям и женихов дочерям ищут родители. Любой семейный праздник для молодых людей, достигших 25 лет – будь то свадьба, день рождения или жертвоприношение богам – повод присмотреть подходящую партию.

Мама шепчет на ухо сыну: «Глянь-ка, а что скажешь о той девушке с бинди и длинной косой?». Отец подталкивает дочь; «Смотри, смотри, вон Раджа в углу стоит – знаешь, он врач, у него хорошие перспективы!».

 

Газета-газета, сыщи мне жениха!

 

Газеты и интернет пестрят объявлениями о поиске партнеров для брака. «Молодой человек 28 лет, юрист по профессии, высокий, из достойной семьи кшатриев ищет образованную девушку в возрасте 25–27 лет для создания семьи. Каста значения не имеет»,

На словах, может и не имеет – но объявления все равно классифицируются и располагаются от высшей касты к низшей.
Кастовая система существует в индуизме со времени прихода индоевропейцев – тех самых, которых еще недавно называли арийцами или ариями. Основных каст четыре: брамины – ученые и жрецы, кшатрии – воины, вайшьи – торговцы и шудры – слуги. Последние составляют основную часть индийского общества. Пятая группа – люди, занимающиеся трудом, касты недостойным — забойщики скота, кожевенники а также иностранцы. Они же неприкасаемые.

Каста, безусловно, значение имеет – и не только в объявлениях. Но не только она. Пару подбирают так, чтобы молодые люди подходили друг другу по росту, цвету кожи и, разумеется, благосостоянию и статусу в обществе. Приданое для девушек начинают собирать с самого ее рождения, и от его размеров будет зависеть – удачно она выйдет замуж или нет. Приданое – вклад будущей жены в семейный бюджет, ведь после свадьбы девушка перестает быть частью своей семьи и переходит в мужнину.

Эти традиции для нас странны даже не тем, что будущей паре разрешено видеться друг с другом всего раз. И не тем, что приданое невесты – ключевой фактор для заключения брака. Для нас, людей западной культуры, взращенных на романтике, совершенно непредставимо – как могут молодые индусы соглашаться на супружество — без любви? Получая предложение руки и сердца, мы немедля задаемся вопросом – любим ли мы партнера по-настоящему? Для индийцев, похоже, этот вопрос второстепенен. Жители этой страны и выглядят, и думают иначе, чем мы.

 

Стоит ли развод смерти?

 

Было время, когда я преподавала английский в северном штате Пенджаб, граничащем с Пакистаном. Ученицы мои были мне ровесницами – лет 25–27, и, конечно, я не могла удержаться и спрашивала – как же так, как вы можете соглашаться выйти замуж за того, кого совсем не знаете? Для современных индийских девушек брак по любви – дело не надежное, брак по договору и разумнее, и крепче. Согласно приводимой ими статистике, разводов среди индийцев, заключивших договорный брак всего — 1% против — 60% в среднем у жителей Европы.

Статистика – это убедительно. Но не менее убедительны и другие факты. Каждый день в утреннем выпуске газеты Hindustan Times – одного из самых популярных СМИ, которые читают и бизнесмены, и жрецы, и продавцы и учителя за чапати и чаем масала – на 13 странице – маленькие траурные заметки. Например, о том, что некая, скажем, рити Шривастава трагически ушла из жизни в собственном доме, утонув в ванне вместе с феном. Довольно часто бывает так, что девушек, пришедших в новую семью, начинают травить свекры, недовольные размером приданого. Если приданое не увеличат — они намеренно делают жизнь молодой жены в новом доме невыносимой, и заканчивается все трагически.

Почему же выходом для этих женщин оказывается смерть? А как же развод? Развод – в Варанаси, на берегу реки Ганг. Туда, обривая голову, отправляются вдовы после гибели мужей. Нет у индуистов понятия развода. Еще не так давно здесь был распространен обряд сати – вдове полагалось взойти на кремационный костер вместе с мужем и сгореть с ним заживо. Англичане вроде бы его искоренили, но не до конца Последний случай совершения сати был зарегистрирован совсем недавно, в 2008 году в далекой деревне. Так что отправиться в дом вдов, в ашрам – не так и плохо. Лысая, но жива хотя бы.

Если девушка ранее была замужем, но потом оказалась почему-то одна – у нее практически нет шансов заключить второй брак. Дело даже не в том, у нее уже был муж. Главное – приданого у нее уже нет. А кто ж ее без приданого-то в жены возьмет? Потому-то для большинства местных женщин развод – неприемлем, это путь в никуда.

 

Любовь можно найти везде – даже в Индии!

 

Так что же, любви в браке быть совсем-совсем не может? Может, почему нет. Но любовь должна быть по правилам.
А любовь не по правилам – это когда жених и невеста — из разных каст. К примеру, родители моего знакомого были сикхами, а его избранница – индуистка. Им пришлось убежать из дома, чтобы пожениться, и приняли их обратно в семью аж через три года, после рождения первой дочери. До этого семьи не общались.

А бывает и не принимают вовсе: у одной знакомой мать из браминов,  а отец — шудр. Пожениться-то они поженились, но мать с семьей не общается уже 20 лет. А живут, между прочим, в соседних домах.

 

Стоит заметить, что иностранку в индийскую семью примут охотнее. Для многих индийских семей невеста из низшей касты – существенно страшнее девушки из другой страны.

 

По сути, для индийцев брак – это не то, что заключается по желанию молодых. Брак – это обязательство перед семьей. Говорят, что после свадьбы и любовь приходит. Один мой знакомый индиец как-то сказал – «И месяца знакомства достаточно, чтобы понять – хочешь ли ты с этим человеком всю жизнь провести или нет». Кто знает – может, это и так?

Понравилась статья? Поделись с друзями

О Авторе

Мария Вдовкина
Мария Вдовкина
Всем привет! Моя жизнь связана с Востоком. Это мой главный интерес, моя страсть в жизни и моя любовь. Уже несколько лет я кочую между разными странами Азии и воочию наблюдаю местные традиции, культуру, пейзажи. Меня восхищает мудрость, красочность и многоликость Востока, и я хочу поделиться ими с вами! Надеюсь, что вы почувствуете волшебную атмосферу этих мест через эти статьи.