Агхори: каннибалы, достигшие святости

Они выглядят крайне пугающе: с черными языками и цепями вокруг гениталий. Они еще и трупы едят. Кто же такие агхори и отчего они живут подобной жизнью?

Основа жизни каждого верующего индуиста – его карма. Твои поступки в каждой предыдущей жизни предопределили, в какой касте ты родился в жизни нынешней. Именно карма привела тебя, скажем, к появлению в семье браминов. Карма не хороша и не плоха, она просто ведет тебя по определенному пути, венец которого – сансара, освобождение от колеса перерождений. Живет человек в каморке для слуг или в богатом дворце раджпутов – все было определено кармой. Обжалованию решение кармы не подлежит. Кем бы ты ни родился: шудрой, кшатрием или брамином – тебе предписано прожить таковым всю жизнь и строго следовать правилам. Будешь делать все, как полагается – будет шанс переродиться в следующей жизни кастой повыше.Четыре цели человеческой жизни и индийское отшельничество

Человеческая жизнь определяется не только кастовыми правилами. Каждому человеку в течение жизни желательно достичь четырех целей: камы, артхи, дхармы и мокши. Кама — это чувственные наслаждения (потому и кама-сутра), артха — материальный успех, дхарма — праведное и высокоморальное поведение и, наконец, мокша — освобождение от круговорота рождения и смерти.

Целей этих положено достигать по очереди: невозможно достичь самой высшей, мокши, если не достиг трех предыдущих. Потому, как правило, достижению мокши посвящают себя люди пожилые, уже прожившие большую часть жизни. Но не всегда это так.

Некоторые люди рождаются с душами такого высокого уровня, что кама, артха и дхарма им уже не нужна. Для них мокша – единственная цель в этой жизни. Для таких людей существует множество имен:  саньясины, садху, бродяги, отшельники. Они — и святые, и преступники. На Руси таких называли бы юродивыми.

Таких людей, «не от мира сего» — целый калейдоскоп. К примеру, существуют нага-бабы, ходящие голышом; есть верующие, давшие различные обеты — обет молчания или обет держать одну руку всегда поднятой к небу; наконец, есть люди, согласившиеся на предельное отшельничество и ушедшие в лес питаться исключительно энергией солнца.

А есть совсем странные, непонятные и даже страшные отшельники — агхори. Перед тем как понять явление, нужно его описать – но и это не так просто. Дело в том, что агхори — каннибалы-трупоеды. Их меню – нечистоты и трупы, а по ночам они проводят ритуалы над человеческими и животными останками. Найти их можно недалеко от кремационных костров. Там они ждут церемоний в надежде утащить недогоревший труп, не попавшись на глаза крематорщикам.

Мир как склеп и что из этого следует

Не только образ жизни – сам их вид оказывает неизгладимое впечатление. Тела их обмазаны пеплом сгоревших трупов, они одеты в черные рясы и носят ожерелья из костей. Волосы спутаны, глаза – одурманены всем, чем только можно: опиумом, алкогольными напитками и чарас. Гениталии обернуты цепью – по назначению они уже никогда работать не будут.

Тела их изрезаны крючьями – они стали нечувствительны к боли. Язык сожжен до черноты: куски трупов с раскаленных углей агхори вынуждены подхватывать ртом – а вдруг труп не мужской, а запретный, женский? На их посохах с трезубцем шивы – чаши, сделанные из человеческих черепов.

От агхори одновременно хочется убежать и узнать о них побольше. В книге культуры Индии – это страшные и одновременно зачаровывающие страницы. Тайны их мировоззрения вызывают многочисленные вопросы – но ответы на них найти непросто. Касаясь их истории – будь готов, что этот водоворот тебя затянет и ты уже прежним не будешь. Страшная темнота – затягивающая, утешающая, поглощающая.

Взгляд на мир у агхори — ужасающе прост. Весь мир для них — огромный склеп. Мы все мертвы. Они – тоже. Ты родился – значит, умрешь, и смерть неизбежна. А раз неизбежна – то она уже пришла. Из этого следует логичный вывод – раз ко всем все равно пришла смерть, все нас окружающее – абсолютная иллюзия. Сами посудите: смерти же мы боимся больше всего, так? Ничего хуже нее быть не может, правда ведь? А раз самое плохое – смерть — уже случилось, то в этой иллюзорной жизни больше нет ни «плохого», ни «хорошего».

Агхори приводят местных в ужас. Считается, что эти отшельники обладают очень мощными магическими силами – сидхи. Поскольку грань между чистым и грязным, добром и злом для агхори не существует – они могут делать что хотят. Тем-то и опасны.

И во что же они верят?

Хотя плохого и хорошего для агхори нет, они все же верят в индуистских богов. Выбранные ими божества – Шива, бог разрушения и Кали, богиня мести (ее также считают женской ипостасью Шивы). Ежемесячно полагается проводить ритуал, в ходе которого через чье-нибудь мертвое тело дарят удовлетворение Кали и поют о любви Шиве. Также полагается пить и курить – ведь и сам Шива курил опиум, когда сидел на вершине горы Кайлас и останавливал своими волосами небесные потоки.

Возможно, следует присмотреться к Шиве, чтобы понять агхори. Шива был сотворен богиней Шакти и является воплощением стихии огня и разрушения. Идея разрушения у индуистов иная, нежели у нас: без разрушения старого не построить нового. Для них разрушение – прежде всего уничтожение всего плохого.

Однажды, довольно давно, я вела беседу с одним йогом в Дхарамсале, и мы завели разговор